CEO проектов Евгения Клопотенка: «Творчество без системности — просто хобби»

01.04.2021
Hub 4.0
CEO проектів Євгена Клопотенка: «Творчість без системності — просто хобі»

Иногда нам кажется, что лицо бренда — единственный, кто его создает. Но чаще за успешной медиа-персоной стоит профессиональная команда во главе с мощным руководителем бизнес-процессов. Сегодня мы пообщались с Александрой Фидкевич, которая находится за кулисами большинства дел украинского шеф-повара, предпринимателя и телеведущего Евгения Клопотенка. Как их команде удалось вырасти с двух до двадцати человек, як им удалось обойти негативные последствия карантина, и что означает хэштег #директор_зая в Инстаграме Александры — об этом читайте дальше.

Как началось ваше сотрудничество с Евгением?

Мы знакомы достаточно давно. После победы в «Мастер Шефе» (Евгений Клопотенко победил в 5 сезоне кулинарного шоу — ред.) Женя давал интервью, где говорил о том, как хочет изменить питание детей в украинских школах. Я не помню, что именно он сказал, но помню, что для меня это звучало странно. Той же ночью я написала Жене и предложила консультацию, потому что в то время как раз изучала диетологию. Мы встретились один раз, потом еще несколько, после чего он спросил: «Хочешь быть моим директором?» Я почувствовала, что мне это интересно и согласилась, хотя на тот момент мы даже деньги не успели обсудить. Просто написали на салфетке в ресторане структуру будущего проекта, Женя доверился мне и сказал: «Делай, как считаешь нужным». И вот уже почти 5 лет мы  бизнес-партнеры и я управляю разным направлениям бренда «Евгений Клопотенко».

Какое из направлений для вас сейчас является основным?

Такого нет. Мастер-классы, сайт с рецептами, соцсети, онлайн-курс, ресторан, книги, интернет-магазин — все это изначально мы развивали равномерно. Такая диверсификация сэкономила нам кучу нервов во время первого локдауна в марте 2020-го. Тогда у нас полностью прекратились мастер-классы, которые составляли 15% наших доходов, но одновременно просто взорвались онлайн-площадки  соцсети и сайт. Когда нас спрашивали, как мы пережили карантин, я думала: а он был? Для нас это вообще как-то прошло мимо, потому что принцип «раскладывания яиц в разные корзины» сработал идеально. Каждый раз, если проседает какое-то направление, другое его компенсирует. Структура доходности бизнеса держится, и я ответственна за это.

Что помогает вам держать этот баланс?

Любовь к системности. Я работала в разных сферах и знаю, что могу войти в любую систему и разложить ее по полочкам. Иногда шучу, что есть тетрадь в клеточку, а у меня мозг в клеточку. Я еще люблю фразу: «Творчество без системности  это просто хобби». Ты можешь сколько угодно жарить котлеты, но пока не зайдешь в системность этого процесса, бизнеса из него не сделаешь. Я уверена, что у меня получилось «запаковать» творчество Жени в достаточно структурный проектный бизнес.

Как вы, будучи системным человеком, строите коммуникацию с креативным и, возможно, несколько импульсивным бизнес-партнером?

На самом деле Женя может быть структурным. Он может сесть и так цифры посчитать! Просто ему это не нравится. Так же и я могу быть креативной, но сам процесс мне не нравится.

Бизнес-партнерам нужно принимать свои различия. Как бы меня не бесило это его «опоздать на полчаса», я расцениваю это как «побочный эффект» мощной креативности. Так же и он может шутить надо мной: «Ой, опять ты со своими бумажками», но он понимает, что это моя сильная сторона. Я позволяю Жене быть собой, иначе это задушит его креатив. И что мы получим в результате?

Как вы решаете возникающие между вами споры?

Хоть мы оба и импульсивные, мирит нас общая идея. Когда я злюсь на Женю, то вспоминаю, что у нас есть общая профессиональная цель — улучшить культуру питания в Украине. Опираясь на нее, я иду на диалог.

Когда у тебя есть бизнес-партнер, важно найти любые способы, чтобы быть с ним в балансе. Наши с Женей методы — изучить гороскопы друг друга, проверить по нумерологии, заглянуть в соционику, human design  мы знаем все друг о друге и нашей совместимости. Вот, например, по human design Женя  манифестор, а я — проектор. То есть, он генерирует много энергии, а я ловлю ее и направляю.

Вашему проекту почти 5 лет. Сильно ли изменилась команда за это время?

В августе 2020 у нас началась кадровая реновация, я бы так это назвала. Она была ожидаема, я чувствовала, что так должно быть. Некоторые члены команды не могли перейти на следующий уровень и я понимаю, почему: мы с Женей два «танка», которые постоянно генерируют идеи и идут дальше, вперед. За нами нужно успевать! Но не все могут и не все хотят. Дело не в том, что эти люди какие-то «не такие»: я знаю, что с нами может быть действительно сложно. Но я убеждена, что «передавливать» сотрудника не нужно. Мне не нравится создавать такую ​​энергию, когда люди вокруг меня находятся в страхе.

Но вот недавно у нас была стратегическая сессия, во время которой я заметила в себе паттерн поведения, который сотрудники считывали как контроль. В начале проекта я многое делала сама  и соцсети «поднимала», и на сайт фотографа искала  то есть, занималась всем. С тех пор большинство процессов пришлось делегировать, но мой интерес к ним не уменьшился. Некоторые работники воспринимали такое ​​мое любопытство к делам как контроль. После стратегической сессии мы поговорили с командой, я объяснила, почему так делаю и поняла, что, наверное, все же стоит утолить свое любопытство. Но для меня как для руководителя это был классный инсайт!

Какие еще свои ошибки как руководителя вы можете назвать — те, которые хотелось бы исправить или те, которые вы уже исправили?

Возможно, прозвучит высокомерно, но, думаю, что в основном я делала все, как надо. В процессе роста проекта я чувствовала, что и мне, и ему надо меняться. Ошибка — бояться изменений: «Мы всегда делали так, а, если сделаем по-другому, то все сломается». Я за то, чтобы была энергия движения, жизни  сделать что-то иначе: пойти на работу незнакомой дорогой, не звонить, а писать. Я стараюсь добавить креатива в рабочий процесс: проводить встречи с командой не в офисе, а в какой-то хорошей кофейне. С Женей мы и в музее обсуждали наши дела, и в тир ходили, и на вертолете летали.

Еще одна моя персональная «фишка» — выписывание. Беру лист бумаги и составляю список всего, что меня сейчас раздражает в операционных бизнес-процессах, каждую мелочь: «солнце светит мне в окно, ручки в офисе только синего цвета, бухгалтер курит» (смеется). Вторая фаза этого процесса — написать, как я хочу это изменить. Не обязательно что-то с этим делать, как-то исправлять. Выбросить проблемы с головы  это уже приносит значительное облегчение.

Какие планы у вас с командой на 2021 год?

Мы идем на Запад! Нам действительно хочется «нырнуть» в международную историю: в 2020-м мы зарегистрировали борщ как национальное культурное наследие, чтобы потом его признали уже как мировое наследие ЮНЕСКО. Для меня это важный шаг. За эти два года, пока будет рассматриваться заявка, мы хотим, чтобы Женя стал известен за пределами Украины и чтобы мы через него промотировали нашу кухню и самобытность.

Так почем же #директор_зая?

Директор, потому что директор (смеется). А зая … Где-то в 2017-м мы с Женей ездили в рекламную поездку яхтенной компании. Люди, которые там были, подумали, что мы пара. Нас это насмешило и мы решили им подыграть  стали обращаться друг к другу «зая», «зая». С тех пор мы так и называем друг друга. Я уже настолько привыкла, что могу и не откликнуться, когда Женя обращается ко мне по имени.