Подводные камни автоматизации бизнес-процессов

20.05.2021
Hub 4.0
Підводні камені автоматизації бізнес-процесів

Максим Прохоров основатель и управляющий партнер компании PM Partners.

Эпоха цифровой трансформации началась из промышленного капитализма всего лишь 150 лет назад. Тогда появились первые машины, лампочки, железные дороги. Потом массовое производство, которое позволило делать конвейеры, спутники, ядерные реакторы. Третья волна автоматизация производства: вай-фай, аналитические инструменты, поисковая система то, что стало доступно широкому спектру населения и бизнесу. 

Сейчас мы живем в комбинированную эпоху, когда появляются квантовые компьютеры и нейронные сети, когда система уже сама провоцирует решение. 

Благодаря тому, что мировые процессы ускорились, компания может достичь стоимости $1 млрд за 5 лет. Хотя раньше для этого нужно было 50 лет. Так же быстро можно и обанкротиться.

Например, британская туристическая компания Thomas Cook, которая просуществовала с 1841 года и прекратила свою деятельность в 2019 году. Она недооценила цифровую трансформацию и автоматизацию процессов. В компании не понимали, что владеть своим авиатранспортом, сетями ресторанов и отелей необязательно. Мир поменялся.

Надо понимать, что сфера автоматизации и цифровой трансформации очень молода. И главный ее принцип Не нужно автоматизировать прошлое, нужно автоматизировать будущее.

Когда наступит экономика будущего?

Будущее уже наступило.

Uber компания предоставляет транспортные услуги, не являясь владельцем ни одного транспортного средства.

Airbnb предоставляет услуги жилья и проживания, не являясь собственниками ни одного апартамента, квартиры или отеля.

Facebook мировой лидер по предоставлению контента, не генерирующий ни йоту контента.

Amazon предоставляет услуги по продаже товаров и не является владельцем ни одного товара.

SPACEX компания, которая оснастит беспроводным интернетом всех жителей планеты.

С чего начать?

Большое заблуждение многих компаний, собственников и менеджеров они думают, что инструменты программного обеспечения помогут решить их проблемы. 

Процесс цифровой трансформации и автоматизации должен начинаться с таких этапов:

  1. Клиентский опыт. Нужно понять, что клиент на первом месте. Изучить его поведение и опыт взаимодействия с вашим брендом. Сначала клиентский опыт, а потом автоматизация.
  2. Корпоративная культура. Она должна измениться, в результате внедрения новых технологий, процессов и навыков. 
  3. Оптимизация процессов. Автоматизация поможет нивелировать человеческий фактор и ликвидировать погрешность в повторяемых действиях.
  4. Трансформация бизнес-модели. После оптимизации процессов у компании появляется время для трансформации бизнес-модели. Это поможет дать клиенту ценность, которую бизнес не мог дать раньше.

Перед автоматизацией нужно задать себе 3 вопроса:

  1. Она повысит доверие к данным среди сотрудников?
  2. Поможет снизить стоимость продукта или сократить время реализации?
  3. Уменьшит зависимость бизнеса от человеческого фактора?

Только 30% внедрений обусловлены экономически. 

Вам нужно не просто предоставлять узкоспециализированный продукт, а быть экосистемой. Максимально оперативно интегрироваться с разными сервисами. Думайте о том чтобы к вашему цифровому ядру можно было быстро и просто интегрироваться (API).

Пошаговая инструкция по автоматизации бизнес-процессов вашей компании

  1. Определите приоритетное направление в вашей компании. Как правило, надо брать то, что сразу даст результат. По рейтингу направлений это: продажи, логистика, склад, закупки.
  2. Опишите процесс на бумаге. Опишите его так, как бы вы хотели, чтобы он работал.
  3. Найдите предмет автоматизации. Это должны быть повторяемые действия, которые вследствие автоматизации сократят риск человеческого фактора при выполнении алгоритма.
  4. Определите цели автоматизации. Зафиксируйте четкие измеряемые задачи: что вы хотите получить после внедрения автоматизированного бизнес процесса.
  5. Займитесь поиском хороших практик в разрезе ваших целей по автоматизации. Если вы в начале пути, то все уже придумано до вас. Не изобретайте велосипед, а поищите хорошие практики.
  6. Займитесь поиском инструментов. Найдите готовое решение, которое удовлетворяет ваши потребности на 60-70%. Если найдете на 100 % вам очень повезло. Ни в коем случае не ломайте свою изюминку бизнеса ради автоматизации. 
  7. Выберите подрядчика. Критерии, которым он должен соответствовать: — есть экспертиза в вашей отрасли; — был опыт внедрения не меньше 5 кейсов; — может показать примеры реализации.
  8. Обязательно просчитайте экономической эффект реализации. Не допускайте автоматизации ради автоматизации. 
  9. Сопровождайте внедрение личным вовлечением. Не отпускайте на самотек реализацию, и не снимайте с себя ответственность за результат. Доведите реализацию до конца и пройдите все этапы: тестирование, промышленное тестирование, внедрение, стабилизация, поддержка.
  10. Выделите один ключевой KPI. Благодаря автоматизации у вас появится инструмент для отслеживания метрик и аналитики. Зафиксируйте один важный показатель для отслеживания тенденции его изменений.
  11. Настройте отчетность по регламентам. Очень важно привить культуру автоматизации. Для этого надо настроить регулярную отчетность по показателям, которую дает автоматизация.